logotype
8-800-500-3348
звонок по России бесплатный
заказать обратный звонок

Дополненное предложение. Как заработать на воздушных замках

Дата публикации: 
24 July, 2015

Если выйти на поляну между Большим и Малым Лудзенским озером, недалеко от старого латвийского города Лудза, на горе можно увидеть замок, построенный из красных кирпичей и серых валунов. Подойдя ближе, можно разглядеть башни, ворота, украшенные стены крепости. А внутри этих стен – фигуры рыцарей, съестные припасы на складах, полыхающие факелы.

Лудзенский замок был разрушен еще в XVII веке. Однако его призрак, то есть точную копию создала и упаковала в мобильное приложение команда стартапа Piligrim XXI. Эта российская компания воссоздает памятники архитектуры в мобильных приложениях с помощью дополненной реальности. Piligrim XXI уже оцифровала упомянутую крепость Ливонского ордена в Латвии, старинную усадьбу помещика в Пушкинских Горах, петербургскую «Аврору» и готовится взять Бастилию. Можно ли заработать на виртуализации истории?
Из реставраторов в предприниматели



Илья Коргузалов
Фото: Евгений Петрушанский
Piligrim XXI основали три друга. Илья Коргузалов, автор идеи, долго руководил лабораторией реставрации в Кунсткамере, потом работал дизайнером в международном рекламном агентстве. Параллельно Илья получил диплом экономиста в ИНЖЭКОНе и стал думать о своем деле. Через несколько лет он открыл маркетинговое агентство с подругой, маркетологом Дианой Сориной. Они выпускали журнал для путешественников Le Voyageur, где к ним присоединилась бизнес-журналист Татьяна Черных. Ребята первыми придумали распространять издание в автобусах, которые шли из Питера в Прибалтику, и так повторили коммерческий успех бортовых журналов. Однако издательский бизнес им вскоре наскучил.

Делая журнал для путешественников, они много ездили по миру и видели, как технологии врываются в сферу туризма. Туристам хочется узнать о месте визита больше, но скучные музейные экспозиции и стандартные экскурсии всем надоели, поняли Коргузалов, Сорина и Черных.

Илья Коргузалов: «Приезжаешь в какое-нибудь легендарное место, овеянное мифами и легендами, те же Помпеи или Асклепион, и находишь в лучшем случае живописные руины, а то и вовсе чистое поле. А ведь всегда хочется увидеть, как на самом деле выглядели древние храмы и средневековые замки, как здесь жили люди. При этом в твоем распоряжении лишь коротенькая справка из путеводителя либо гид, который за 15 минут рассказывает все, что знает. Одни разочарования!» Перейти от слов к делу подтолкнул заказ администрации Волгоградской области: попросили придумать что-то необычное, чтобы привлечь в Волгоград не только любителей футбола к чемпионату мира 2018 года, но и обычных туристов. После Великой Отечественной войны в городе почти не сохранилось исторических памятников. На поверхности разве что Мамаев курган, памятник Сталинградской битвы, а все древности под землей. Это простор для мобильных технологий, решила команда Коргузалова.

Программ для 3D-моделирования на компьютерах было множество, а студии разработки брались за виртуальные прогулки по музеям в проектах под ключ. Но такие решения оживляли историю на экране домашнего компьютера или смартфона без связки с реальностью. А Коргузалов, Сорина и Черных хотели сделать виртуальную машину времени на месте памятников.

AR-парки (augmented reality, дополненная реальность) на местах исторических событий на тот момент создавал лишь израильский стартапArchitip. Хотя он и обещал запуск своего ИТ-«движка» для AR-приложений в начале 2014 года, но до сих пор не вышел из бета-версии.

Команда новой компании, которая стала называться Piligrim XXI, решила сделать платформу, с помощью которой любой желающий сможет сделать свой виртуальный памятник (AR-приложение) всему миру. Открытые платформы для создания AR-приложений на базе iOS и Android, вроде работавшего тогда Point Cloud и существующей до сих пор Vuforia, разработчикам пришлось существенно дорабатывать.

Что нам стоит дом построить

Обычно все AR-приложения работают на маркерах – фигурах, табличках и других метках, расставленных на местности. Маркеры, попадая в объектив камеры смартфона или планшета, позволят приложению, зацепившись за них, сориентироваться на местности.

Главной фишкой Piligrim XXI стал алгоритм, который позволяет без маркеров правильно вписывать здания и другие крупные виртуальные объекты в ландшафт, сохраняя масштабы и пропорции. Сложно построить целый замок и впустить внутрь анимированных персонажей. А под открытым небом сделать это еще сложнее – модель должна быть устойчивой независимо от сезона, погоды и даже времени суток, не говоря уже о качестве спутникового покрытия.

Алгоритм Piligrim XXI построен на облаке точек. Модель крепится на любые реальные объекты, на рельеф. В итоге погрешность расположения модели на местности – менее 1 см, она не срывается, не подрагивает при перемещении мобильного устройства. Маркеры приходится ставить только в тех местах, где все было разрушено.

Безмаркерная технология важна для масштабирования бизнеса: с ней можно строить AR-парки в любых местах планеты, не спрашивая разрешения у управляющих объектами и ничего не ставя в месте виртуального памятника. Уже есть много AR-устройств и VR (полностью виртуальных, без привязки к реальности, вроде Oculus Rift), которые, возможно, подошли бы для задач стартапа лучше, говорит Андрей Ивашенцев, руководитель отдела экспертов по стратегическим технологиям Microsoft Russia. Но ставка на мобильные устройства открывает стартапу деятельно массовый рынок.

Историческая дотошность как бизнес-стратегия

Создатели «Пилигрима» решили, что каждое приложение должно быть не фэнтези, исторический слепок. Со скрупулезной исторической точностью они уже сделали два приложения.



Крепость Бастилия

PiligrimXXI

Первое – LudzaCastle, реконструкция крепости Лудза (замок Ливонского ордена в Латвии) в рамках контракта более €30 тысяч. Замок Лудза превратился в руины еще в XVII веке, о его облике было почти ничего не известно. Команде Piligrim XXI пришлось провести в Латвии больше недели в разговорах с местными историками, археологами и краеведами. В итоге в приложении можно увидеть виртуальную крепость – копию той, что стояла здесь в XIV веке.

Илья Коргузалов: «Мы просто брали машину и ехали из Питера в Лудзу. Когда этнографы показывали нам книги на старонемецком, мы смотрели на них как на комиксы в поисках картинок – языка-то никто не знал. Проблема была еще и в том, что в разных источниках была разная информация. Поэтому иногда нам приходилось делать чертежи по аналогии с другими замками, построенными Ливонским орденом. В итоге LudzaCastle – на 80% исторически точная копия замка, на 20% – наша подкрепленная источниками догадка. Но в том-то и плюс 3D-технологий: если открываются новые данные, перерисовать всю модель можно буквально за две недели».
С момента запуска в мае 2014 года приложение для Лудзенской крепости дорабатывалось. Например, в него вживили анимированных рыцарей, феодалов, а потом его версия появилась для смарт-очков (LudzaCastle протестировали с Epson Moverio).

Основной канал распространения LudzaCastle – аренда планшетов с предустановленным приложением в местных туристическом центре и музее. За летний сезон с приложением прошли 20–30 тысяч туристов – это притом, что в Лудзе живет около семи тысяч человек. «Разработчики вернули замок, который был просто развалинами, в туристический оборот», – говорит Марис Борзович, директор Агентства развития Латгальского региона.



Лудзенский замок

PiligrimXXI

Осенью 2014 года Piligrim XXI сделали приложение для владельцев отеля «Алтун», которые захотели виртуально воссоздать фамильное имение дворянского рода Львовых на берегу озера Алтун, недалеко от Пушкинских Гор. Piligrim XXI переносит пользователей в 1905 год – до революции об Алтуне шла слава как об одном из самых богатых поместий в Псковской губернии, но от былой роскоши не осталось и следа. Стартап оцифровал особняк, каретный двор, ветряную мельницу. Все это удалось сделать, имея на руках только одну фотографию фасада здания, об остальных деталях создателям Piligrim XXI рассказывали исторические архивы в библиотеках Новоржева.

Илья Коргузалов: «У нас была фотография фасада 1938 года, поэтому его мы произвели максимально достоверно. Еще было фото, где виден кусок стены, – так мы посчитали некоторые расстояния. Ну а потом несколько дней провели с рулетками и уровнями, изучая фундамент. Еще мы долго искали лестницу, которая была во всех рассказах этнографов, – фантастическую мраморную лестницу, чуть ли не триста метров шириной, от особняка к озеру. Потом мы выяснили, что это все было записано со слов местной бабули, которая видела поместье, когда ей было четыре года».
«Алтун» тоже дает постояльцам планшеты с установленным приложением. За этот заказ компания получила несколько десятков тысяч евро, сейчас идут переговоры о продлении контракта, ведь можно еще сделать модели комнат первого этажа с интерьером. Речь идет о контракте, сопоставимом по стоимости с первоначальным, говорит Коргузалов.

Движок для любого виртуального парка


Крейсер «Аврора»

PiligrimXXI

В разработку технологии и два первых проекта предприниматели вложили 1,5 млн рублей собственных средств – тех самых, что были заработаны на удачном туристическом издании. Еще компания получила 5 млн рублей от петербургского Фонда предпосевных инвестиций, около 1 млн рублей от Фонда посевного финансирования Microsoft и 1 млн рублей в качестве гранта от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника).

На контрактах компания заработала около €100 тысяч (около 5 млн рублей). Пока проект не прошел точку безубыточности, на окупаемость создатели Piligrim XXI планируют выйти через год.

Дальше стартап планирует зарабатывать за счет продажи приложений конечным пользователям – туристам. Первым таким продуктом стало бесплатное приложение с крейсером «Аврора», который увезли на реконструкцию в Кронштадт до 2017 года. Приложение вышло 25 июня 2015 года, в нем можно увидеть и услышать знаменитый залп «Авроры» на рейде у Благовещенского моста. Пользователь смотрит на «Аврору» из морского бинокля. А еще можно пострелять из корабельных орудий самому, только дополнительные 50 выстрелов стоят $0,9.

У Piligrim XXI появились клиенты, готовые оплачивать воссоздание в мобильных приложениях исторических объектов, а потом получать часть выручки от продаж в AppStore и GooglePlay. Так, неназванный инвестор уже вложил деньги в реконструкцию легендарной Бастилии. По задумке Piligrim XXI, пользователи будут виртуально разрушать часть здания тюрьмы. Цена вопроса – €3–5 для пользователя, от €30 тысяч – для инвестора. На сентябрь запланирована реконструкция Форума в Помпеях, где можно будет вызвать извержение Везувия и увидеть, как рушится город. «Крови не будет, – обещает Сорина, – но будет не менее потрясающе, чем у Брюллова или в недавнем фильме Пола Андерсона».



Илья Коргузалов, Татьяна Черных, Диана Сорина

Фото: Евгений Петрушанский

В общем, на основе уже созданного алгоритма Piligrim XXI хочет создать универсальную платформу для виртуализации исторических памятников. На ее доработку нужно около $750 тысяч, которые сейчас стартап ищет у инвесторов.
Источник: Ссылка